25.01.2016
Владимир Давыдов: даже при выделении Кисловодску значительных средств, положительный итог не гарантирован
Весь 2015 год, после поручений Президента РФ по городу Кисловодску, велась активная работа над стратегией развития города-курорта, хотя от работы Администрации Кисловодска возникало ощущение, что дурака заставили Богу молиться, и он от усердия либо лоб разобьет, либо пол проломит. Первым итогом стал документ под названием «Стратегия развития Кисловодска». Сложно назвать его стратегией, но основой для разработки первоочередных мер он послужил. В декабре, Президентом РФ была согласована «дорожная карта» развития Кисловодска. Документ представляет собой перечень мероприятий направленных на выработку стратегии развития и статей, по которым планируется привлечение частных инвестиций и государственных средств в инфраструктуру города курорта. При этом многие статьи не имеют детализации, следовательно, представляют планируемые объемы финансовых средств, а не поэтапную программу развития с системой целевых показателей. Таким образом, даже при выделении Кисловодску значительных средств, положительный итог не гарантирован.
«Что может помешать?», — причин много и первостепенная — сложившийся конфликт интересов жителей и курорта. В сознании значительной части населения Кисловодск не является курортом с определенными ограничениями для горожан и бизнеса в вопросах строительства, землепользования, видов деятельности, транспортной логистики и др. Именно подобное отношение несет главную угрозу утраты курорта и будет вызывать активное противодействие любым решениям администрации города, так как всегда будут те, кто сочтет, что их интересы ущемляются. Наглядный пример — нестационарная торговля в центре города. Какое бы решение не принималось, в сложившихся условиях, всегда останутся недовольные.
Вторая проблема — наличие большого числа конкурирующих «элит», стремящихся максимизировать выгоды, в том числе и за счет административных ресурсов.
Третья проблема — отсутствие стратегии развития бизнеса и низкий уровень инноваций. В условиях неопределенности, в первую очередь административно-правовой, сложно ожидать реализации долгосрочных инвестиционных проектов. Предприниматель стремиться реализовать проект обеспечивающий отдачу в течение короткого периода, чаще по схеме построил - продал или сдал в аренду, что позволяет минимизировать риски.
Единственным решением, позволяющим выйти из «замкнутого круга», должна стать полноценная программа развития города-курорта Кисловодска на основе утверждения нового генерального плана города, средства на его доработку в дорожной карте заложены. При этом новый генеральный план города не должен формально закрепить фактически сложившееся положение вещей. Наоборот, он должен определить такую модель зонирования и развития города, которая обеспечит развитие курортной инфраструктуры и повысит качество жизни горожан в перспективе, хотя неизбежно вызовет шквал «общественного» негодования в силу вышеопределенных причин.
«Кто должен составлять стратегию развития?», — наиболее сложный вопрос. Верным решением стало бы формирование рабочей группы из числа узких специалистов в вопросах градостроительства, инженерных сетей, дорожной логистики, экологии, курортологии, экономики под руководством Сергея Алимовича Меликова, полномочного представителя Президента Российской Федерации в Северо-Кавказском федеральном округе или Министерства РФ по делам Северного Кавказа. Перенос вопроса на федеральный уровень позволит снизить влияние местных «элит» в лоббировании интересов.
Давыдов Владимир Юрьевич
оценить новость