18.09.2013
Александр Сысоев о проблемах и перспективах курортов Кавказских Минеральных Вод
Корреспондент сайта взял интервью у Александра Сысоева, весьма авторитетного человека в Ставропольском крае, который хорошо знает ситуацию на Кавказских Минеральных Водах. Запись беседы приводится ниже.
— Уважаемый Александр Михайлович, Вы руководили фракцией КМВ в Ставропольской думе. По отзывам экспертов это было достаточно активное объединение депутатов. Почему сегодня фракция незаметна, не проявляет особых инициатив?
— В Думе Ставропольского края четвертого созыва была создана и действовала депутатская группа «Кавказские Минеральные Воды» (не фракция), которая объединяла депутатов от КМВ независимо от партийной принадлежности. Перед нами стоял ряд задач, связанных с определением подходов краевых властей к будущему региона. Прежде всего, программы развития.
Считаю важным, что при поддержке коллег удалось переломить неверный подход минэкономики края к развитию региона как преимущественно туристско-рекреационного, определить его статус, прежде всего, как санаторно-курортный, а уже затем туристский. В чем различие? Оно, на мой взгляд, существенное.
КМВ — традиционный лечебно-оздоровительный курорт, а не просто место туризма и отдыха. Эти существенные различия ставят конкретные задачи. К сожалению, и сейчас не многие во власти это различие видят. Наша депутатская группа работала в тесном взаимодействии с профильным комитетом думы по природопользованию, экологии и курортно-туристической деятельности. Необходимо отметить, что мы занимались не только вопросами курортов и противодействием попыткам монополизации прав на минеральную воду, например «Ессентуки-17», но и проблемами повседневными, прежде всего ЖКХ. Много было сделано совместно с министром ЖКХ края Александром Скорняковым в отношении новых форм управления и энергосбережения в многоквартирных домах. Благодарен всем коллегам за совместную работу, многому у них научился.
С работой аналогичной группы в думе сегодняшнего созыва детально незнаком, поэтому комментировать не могу. Зная многих сегодняшних депутатов, входящих в группу, в том числе ее руководителя Виктора Николаевича Вышинского, уверен: они не бездействуют. Надеюсь, что подходы к развитию региона сохраняют направленность, заложенную в программы ранее, и желаю коллегам успехов.
— Как Вы оцениваете сегодняшнюю ситуацию на КМВ?
— Положение в регионе критическое. Внешне многим кажется, что развитие идет. Безусловно, много сделано и делается. Жизнь не стоит на месте. Улучшается облик городов-курортов, развиваются здравницы. Мы имеем примеры строительства новых санаториев и отелей во всех городах КМВ. Но речь не об этом.
Главная ценность нашего региона — лечебные ресурсы. Это не только минеральные воды и грязи Тамбукана, это в целом уникальная экосистема региона. Отсюда и приоритеты. И проблемы.
На сегодня отсутствует система, подчеркну, единая система мониторинга, наблюдения за состоянием среды. Это и воздух, и наши леса, и городские зеленые зоны: городские леса, парки, скверы и элементы озеленения. Речь о контроле за текущим состоянием всего того, что называют экологической обстановкой. Системности в этой работе, к сожалению, нет.
Нет и системы наблюдения за состоянием водного баланса в регионе, а это влияет и на состояние, и на баланс запасов минеральной воды. Все это связано, как и влияние состояния зеленых массивов региона на уровень и качество наших минеральных вод. Говорю упрощенно, но, поверьте, это так. Созданная ранее в регионе система наблюдения за балансом минеральных вод заброшена. Система наблюдательных скважин, позволяющая контролировать режим добычи минеральной воды и сохранения ее запасов, заброшена. Сами скважины длительное время не ремонтируются, и есть угроза их утратить, а восстановление потребует огромных денежных средств. Острой остается и проблема Тамбукана, тем более что активно начата разработка грязей озера в промышленных целях.
Требует решения вопрос территориального планирования региона, ЕДИНОГО территориального планирования.
Очень серьезно на состояние региона влияет и характер градостроительной деятельности. По этому поводу не высказался только ленивый. Но… Пока все только ухудшается. Это только ряд проблем, и, поверьте, они еще серьезнее, если говорить шире.
— Какие меры для развития региона необходимо предпринять в первую очередь?
— Я назвал проблемы и общую оценку состояния. Вот это и есть первоначальные задачи. В этом ряду необходимо остановить процесс безудержной застройки КМВ. Подчеркиваю, региона, а не только городов. Я был и остаюсь сторонником объявления временного моратория на любое новое строительство до выработки концептуального развития и уточнения правил и требований к строительству в регионе.
Надо сказать, что сегодня есть серьезная правовая база. Однако она игнорируется властями, выдающими разрешения на строительство. Идет повсеместное нарушение. Раздаются голоса и вносятся предложения о пересмотре границ охранных зон. Это недопустимо. Охранные зоны надо расширять, а не уменьшать. Нужно вспомнить о проведенных ранее исследованиях и четко определить пределы нагрузок на окружающую среду. В том числе объемы строительства жилья.
В то же время я противник ограничения, на мой взгляд, противоречащего закону и Конституции права граждан на оформление земельных участков в собственность под домом, дачей, садовым участком. Это никак не влияет на сохранение курортов. Загадить окружающую среду можно и при аренде земли. Проблемы экологии и вредного воздействия видом права на землю не решаются. Значительная часть наших населенных пунктов и городов не канализирована — вот это влияет. Изношены коммунальные сети (до 70 %), показатель самый высокий в стране. Хуже только в Дагестане. Идет варварская вырубка и застройка городов-курортов торговыми центрами и объектами, далекими от курортных задач. В крае, который по инерции называют житницей, торговля по объемам в три раза превышает сельское хозяйство. Власть часто сравнивается с Карловыми Варами и Баден-Баденом. Вы можете себе представить строительство группы рынков в Карловых Варах?! Смешно? Скорее горько. А у нас реалии: карьеры, заводы, мусорные свалки и магазины, магазины, магазины, причем с одинаковым ассортиментом.
Необходим также анализ распределения земель. Так как у нас федеральные курорты, у муниципалитетов надо забрать право распоряжения землей, пока еще что-то осталось. Законодательная база для этого уже есть, да и судебная практика показывает, что распоряжение землями курортов муниципальными властями незаконно. Нельзя допустить принятие вновь обсуждаемых в Госдуме предложений по снятию ограничений на статус земель лечебно-оздоровительных территорий и курортов.
Это некоторые предложения. Многие из названного я предлагал в период депутатства, но движения нет по сей день.
А вообще, прав был Кулаковский, добившись создания органа управления регионом. Такой орган необходим и сейчас. По управлению курортами, без подмены местных и краевых властей.
— Есть ли инвестиционные перспективы у КМВ? Кто будет вкладывать средства — госбюджет, бизнес республик Северного Кавказа, иностранный бизнес?
— Конечно, перспективы есть. Но надо установить четкие правила игры. Сделать равную доступность для инвесторов по этим направлениям. Все споры о земле свели к вопросам собственности и аренды. А что, мы не знаем, что все земли расписаны. Стоят участки годами, не используются. Ими фактически спекулируют структуры и люди, близкие к власти. Нужна жесткая ревизия и изъятие не используемых длительное время земель. Анализ, что из них можно использовать для развития, а что должно остаться неприкосновенным. Наши власти ездят по всему миру и изучают опыт. Скажите, почему там могут, а мы нет? Например, в Испании на пляжах не может строиться ничего капитального, и они общедоступны. Поэтому они не в частной собственности. Там муниципальная собственность. На Кипре береговая полоса отдана отелям, но в выходные дни местные жители имеют право бесплатного доступа на оборудованные пляжи. Но везде на первом месте экология и защита среды. Это их будущее и их доходы.
А у нас режут кусками курортные зоны и парки, огораживают заборами, строят коттеджи. И толку, что земля в аренде?! В курортных зонах растут многоэтажки и торговые комплексы. Кстати, Ессентуки подписали договор намерений о побратимстве с городом Тричур (южный штат Керала, Индия). Говорят, и край с Кералой намерен дружить. Так вот в Индии такие же жесткие нормы, как и в упомянутой Испании. Почему мы не можем свои курорты так же оберегать. Обязаны. Будут правила, уберем всевластие чиновника, и будут инвестиции.
— Реален ли приход на КМВ китайских компаний?
— А почему китайских? Вообще, я сторонник развития нашего отечественного бизнеса на курорте. Посмотрите на опыт Турции. Они запустили немцев и французов, а сейчас многие отели на курортах уже перешли под турецкое начало. Есть опыт стран, где инвестор обязан брать в совладельцы местных граждан или местные компании. Нельзя никому все отдавать на откуп.
— Расскажите об особенностях проблем и перспектив Кисловодска.
— Проблемы Кисловодска такие же, как и у других городов-курортов. Есть своя специфика, но, повторю, проблемы у нас одни и те же. Степень их может быть обострена уровнем управленческих решений местных властей. Я бы во всем не обвинял муниципалитеты. Бюджетная система выстроена так, что средств для решения местных проблем просто нет. А уж на решение проблем развития курортов тем более. Да и функция эта федеральная. Но и оправдывать власти не собираюсь. Например, распределение земли. Ни в одном городе КМВ нет системы ее распределения коммерческим структурам на конкурсной и аукционной основе. В результате все уходит за бесценок. Но это для бюджета. Сколько стоит получить землю, жители региона знают, а уж бизнес и подавно. Золотая у нас земля. И этот финансовый поток ускользает каждый день и идет в карманы недобросовестных чиновников.
— Каким способом жители городов КМВ могут достучаться до власти? Нужно ли формировать общественные объединения и если нужно, то какие?
— Знаете, можно создавать массу различных общественных объединений. Закон позволяет. Нужна цель. Скажем, молодые ребята в Пятигорске создали объединение «Солнечный патруль» и делают очень полезные вещи. В Ессентуках на стадии становления аналогичное движение «Зеленый город». Есть примеры и по другим городам.
А вот власть к этому не очень расположена. Естественно, кому нужен общественный контроль?! Чем прозрачнее будет власть, тем быстрее пойдут положительные изменения. Это и СМИ, и Интернет, и общественные объединения, и политические партии. Вот это и есть задача.
Что значит достучаться до власти? Задумайтесь, до чего у нас дошло. Власть — это ведь избранные нами представители. Они получили доверенность на управление от нашего имени. А на деле? Есть же печальная шутка, что у нас не местное самоуправление, а местное самоуправство. И не только местное.
Как исправлять? Многим покажется парадоксальным то, что скажу. И говорю не я один. И вчера, и сегодня люди перестали верить в выборы. Но исправить власть можно одним путем: прийти на выборы и проголосовать за своих кандидатов осознанно. Не идем — даем возможность фальсифицировать результат. Потом удивляемся: кто их избрал? Часто говорят, что нет разницы, все одинаковы. Так давайте избирать того, кого знаем, а потом спрашивать и требовать. Хватит подкупаться мелкими подачками кандидатов накануне. Там латку асфальтную сделали, там дверь в подъезде покрасили, а где подарки принесли — просроченные продукты или подушку за 50 рублей. А потом творят, что хотят. А мы выходы ищем, как же до них достучаться.
Движения необходимы, но не просто ради создания движения. Думаю, поможет изменить ситуацию объединение или координация работы различных групп в городах-курортах. Вместе сподручнее.
— Есть мнение, что казачество — малопонятное движение. Их порой называют ряжеными. Что надо сделать для пропаганды казачества и повышения его роли, в частности, на КМВ?
– Знаете, эта тема большая, и двумя словами не ограничишься. Я родовой казак, состою в реестровом Терском войсковом казачьем обществе, есаул. Прежде всего, казачество — это народ. Никакое это ни сословие, и нет сословного деления в современной России. Да и в царское время казачество втиснули в рамки сословного деления довольно условно. Пока власть не признает этого официально, противоречия будут оставаться.
А объединения казаков — это лишь форма совместного решения вопросов. Не более. Потому и принять в казаки невозможно. Как можно принять в греки, армяне, немцы? А про ряженых… Это вид информвойны с возрождением казачества. Одел черкеску — а тебя в ряженые. Это национальная одежда. Я лично ношу ее с гордостью и не обращаю внимания на карканье. У Салтыкова-Щедрина есть высказывание несколько по-иному поводу, но, на мой взгляд, применимое: «Право, дело совсем не в защите основ и даже не в том, незыблемо они стоят или шатаются. Очень нужно это вороньему роду! Ему нужно одно: чтобы в общественном сознании произошел оптический переполох».
Так и противники казачества — воронье и не более. Боятся. Казачество уже заняло свое место в современной России и никуда не исчезнет.
— Ваше отношение к передаче государственной и профсоюзной собственности на КМВ в частные руки? В целом эффективность управления и уровень сервиса в частном секторе выше.
— Я был членом госкомиссии, которая готовила предложения по разделу санаторно-курортного комплекса. В советское время он был в руках профсоюзов. Тогда, в лихие 90-е, мы добились запрета приватизации санаториев, которые профсоюзы начали продавать. Эту работу возглавлял, как я уже отмечал, Алексей Викторович Кулаковский. Тогда же федеральная власть приняла решение о создании администрации региона КМВ, предложения о создании особой экономической зоны на КМВ. Многие их тех начал были утрачено, а вернее, разрушены в ходе борьбы за власть краевыми чиновниками. Но чего уж теперь.
Считаю и считал, что профсоюзы — неэффективный управленец. Имеющееся положительные примеры скорее исключение из правил. Причин много. Просто у профсоюзов стратегическая задача иная — им надо защищать трудовые права граждан. Это остатки советского наследия, когда ВЦСПС, государственные профсоюзы, занимались социальной сферой — от больничных до санаториев и туризма. Государство тоже не всегда эффективно.
В то же время курортным регионом должна управлять государственная власть. Управлять курортным делом, скажем так. Право собственности на ресурсы должно сохраняться за государством. Именно поэтому я противник приватизации ОАО «Кавминкурортресурсы», на балансе которого основная доля скважин минеральной воды региона и озеро Тамбукан. В дореволюционной России испробовали все способы управления и пришли к выводу: только государственное управление. А деятельность могут осуществлять различные собственники. Но мое мнение, что это не главная их функция. Я бы поддержал национализацию профсоюзной собственности с компенсацией профсоюзам стоимости санаторно-курортных объектов.
— Почему Кисловодск, который был бесспорным лидером среди курортов КМВ, начал сдавать свои позиции? В частности, положительные преобразования в Ессентуках за последние годы значительно заметнее.
— Внешнее не признак лучшего. Я патриот родного города. Но поговорите с ессентучанами, и вы поймете, сколько в городе проблем. Сейчас нет федерального финансирования и все стоит. У нас ведь как? Дают деньги муниципалитету, и местный начальник пиарит себя как мудрого управленца. А нет денег, он кричит о невнимании.
Бюджетная система перекошена, порядок формирования бюджетов надо менять и делать местные власти заинтересованными в получении доходов с территории. А пока они только повышают кадастровую цену земли и грузят граждан и малый бизнес повышением налогов. Так что нам надо не делиться, а объединять усилия. Считаю, что объединение городов-курортов в агломерацию при сохранении самостоятельности на современном этапе позволит более эффективно решать вопросы развития инфраструктуры, создания рабочих мест, транспортного обслуживания, системы социальной помощи и многого другого. А главное, создаст равные, эффективные и рациональные механизмы реализации программ развития КМВ.
— Какие пути борьбы с долгостроями Вы видите? Речь о заброшенных зданиях и пустующих котлованах в курортной зоне, которые уродуют города КМВ
— Я уже сказал, жесткая ревизия и изъятие. Закон позволяет. А дальше в соответствии с генпланами городов. Кстати, местные власти меняют их, как хотят. Даже оправдание придумали: «Генплан не догма». Догма, и еще какая. Приняли — все! Не трогайте!
Надо менять? Используйте обоснованный и научный подход. Публичное обсуждение. А не клоками и втихую. Как у нас проходят публичные обсуждения — это отдельная тема. Так что вопросов много. До их решения, повторюсь, необходим мораторий на строительство, иного выхода не вижу. И вообще, я бы провел референдумы или опросы. Пусть люди скажут, какими они хотят видеть наши города. Мнение ведь во многом понятно. Но его официальное закрепление прекратит спекуляции и чиновничий беспредел.
— Можете ли Вы привести данные статистики по оттоку коренного населения из городов КМВ?
— Таких данных по КМВ, к сожалению, в моем распоряжении нет. По официальным данным, у нас в крае прирост населения (рождаемость — смертность) отрицательный — 0,5. А миграционный прирост — 3,8 процента. Думаю, эти цифры в полной мере не отражают истинное положение. По крайней мере по настроению людей все выглядит гораздо серьезнее. Поэтому и разговоры об уезжающих. Но посмотрите на соседей, друзей, знакомых. Много уехало?
Тем не менее это важный вопрос. Сохранение национального баланса на КМВ, традиций и культуры коренных народов и, безусловно, русского народа и казачества обеспечит мир и стабильность в регионе и положительно повлияет на ситуацию на Северном Кавказе, да и на юге России в целом.
— Александр Михайлович, большое спасибо за беседу!
Справка
Сысоев Александр Михайлович родился 21 апреля 1958 года в г. Невинномысске Ставропольского края.
В 1980 году окончил механический факультет Московского технологического института пищевой промышленности.
Первый трудовой опыт приобрел в школьные годы в ученических бригадах, получил профессию токаря. В студенческие годы работал каменщиком в стройотрядах в Казахстане.
С 1980 по 1985 год работал в комсомоле, на предприятиях промышленности, транспорта, сельского хозяйства в Ставропольском крае. Избирался депутатом городского Совета народных депутатов. В 1982 году одновременно с работой начал обучение на юридическом факультете Кубанского государственного университета.
С 1985 по 1987 год проходил службу в рядах Вооруженных сил СССР в Сибирском военном округе.
В 1987–1990 годах работал на предприятиях строительства и транспорта в г. Ессентуки. В 1990 году окончил Всесоюзный юридический заочный институт.
В 1990–1994 годах работал в органах местного самоуправления, федеральных органах власти. В составе Государственной комиссии Верховного Совета РФ и Правительства РФ участвовал в подготовке законодательных и нормативно-правовых актов по созданию особо охраняемого эколого-курортного региона России — Кавказские Минеральные Воды.
С 1994 по 2008 год работал на предприятиях негосударственной формы собственности в сфере промышленности, ТЭК, строительства. Активно занимался юридической деятельностью. Одновременно принимал личное участие в обеспечении деятельности депутатов Верховного Совета и Государственной Думы РФ, был помощником ряда депутатов от Ставропольского края.
Общий стаж трудовой деятельности — более 30 лет. Прошел все ступени — от рабочего до руководителя.
Стаж работы по юридической специальности — более 20 лет. Специализация по вопросам гражданского, государственного и муниципального права, земельных отношений и недвижимости. Разработчик первого устава города Ессентуки. Имеет большую практику ведения дел в судах общей юрисдикции и арбитражных судах. С 2004 по 2008 год — член квалификационной коллегии судей Ставропольского края. Имеет публикации в СМИ по правовым вопросам.
Казак, православный. С 1989 года в казачьем движении, есаул, Терское казачье войско, советник атамана.
На протяжении многих лет активно занимается общественно-политической деятельностью. В 2010 году избран в состав правления Ставропольского отделения Ассоциации юристов России.
С октября 2008 по декабрь 2011 года депутат Думы Ставропольского края IV созыва, руководитель депутатской группы «Кавказские Минеральные Воды» в Думе Ставропольского края. Избран в 2008 году по Ессентукскому одномандатному избирательному округу № 5 с результатом 60,5 % голосов, победив 4 оппонентов.
Награды и поощрения: Благодарность Президента РФ, Благодарность Комитета по делам национальностей Государственной Думы РФ, грамоты и благодарности общественных организаций. Награжден казачьим крестом «За возрождение казачества», казачьим крестом им. генерала А. Ермолова, знаком Министерства обороны РФ «За службу на Кавказе».
Жена Жанна Ивановна Сысоева, живут в браке 26 лет. Двое детей: дочь Екатерина (1985 г. р.) и сын Александр (1986 г. р.). Постоянно проживает в городе-курорте Ессентуки.
оценить новость