13.10.2025
Армянской общине Кисловодска исполняется 35 лет
В 1990 году в Кисловодске была создана национальная армянская община. У истоков стояли такие известные армяне, как Адельханов В.С., Мануков М.А., Мануков А.Т., Мхитаров Г.С., Гедикянц А.Е. и многие другие. В 1994 году началось строительство церкви Святого Вардана. Многие армяне жертвовали средства на сооружение этой церкви. Руководил строительство Маркарян И.С., который построил кинотеатр "Россия", музыкальную школу, дом быта, гостиницу "Кавказ", санаторий "Луч" и многие другие объекты города-курорта.
Армяне играли огромную роль в создании и развитии Кисловодска. О роли армянской общины в Кисловодске историк Вячеслав Яновский написал книгу "Храм Сурб Вардан Мамиконян и армянская община города Кисловодска". Большую роль в создании книги сыграл заслуженный художник России Юрий Багдасаров, историк Ирина Петросова и, конечно, настоятель армянской церкви Саркис Погосян.
Армяне поселились в Кисловодске в 1803 году, в первые годы основания города. Одним из первых поселенцев был генерал Аким Васильевич Хастатов, происходивший из знатного армянского рода. Большой приток армян в Кисловодск произошел после событий в Османской империи в 1915 году. Второй большой приток армянских беженцев в Кисловодск состоялся в конце 80-х после сумгаитских событий и в 1990 году после событий в Баку.
К сожалению, отношение к наследию армянских архитекторов в Кисловодске весьма своеобразное. На месте творения Миграна Мержанянца в кисловодском парке теперь многоэтажные корпуса санатория. Вот что говорят кисловодчане о памяти архитектора Эммануила Ходжаева. К сожалению, некоторые армяне, обладающие возможностями, ведут себя не очень последовательно в сфере сохранения исторического облика города, в создании которого вклад армянской интеллигенции переоценить невозможно.
Положительную роль в консолидации кисловодских армян играет кафе "Граф" на улице Кирова. Там периодически проводятся встречи армян, играет армянская музыка, выступают армянские артисты. Все это происходит благодаря Леоноре, Каринэ, Эдуарду Аракеловым. К сожалению, в других кафе, которыми руководят армяне, продвижением армянских традиций не занимаются, там не включают в меню блюда традиционной армянской кухни, не приглашают армянских музыкантов и не оформляют интерьер в армянском стиле.
Армянская апостольская церковь ведёт историю с I века нашей эры и считается одной из древнейших христианских церквей мира. Армения первой (в 301 году нашей эры) сделала христианство официальной религией. Серьезную роль в развитии христианства в Кисловодске играет Иван Знаменский, который создал одну из лучших школ в городе. Большую работу в продвижении христианства и развитии межнациональных отношений проводит Петр Лобжаниджзе - глава грузинской общины Кисловодска. Положительную роль играет греческая община города. К христианам относится и большая часть осетин. В Кисловодске центром притяжения осетин является клан Гояевых, который делает много для продвижения в своих ресторанах национальных обычаев, традиций, кухни.
В целом, можно сказать, что армянский бизнес постепенно утрачивает позиции в Кисловодске. Так, в 2014 году в Кисловодск хотел зайти президент Союза армян России Ара Абрамян. Он предложил построить клинику с участием голландских специалистов. В клинике должны были работать корейские врачи. Проект в тех деньгах оценивался более 10 млрд рублей. Но потом власти отказались от создания медицинского кластера на Кавминводах и вместо клиник начали снова строить многоэтажки. Проект Ары Абрамяна не состоялся.
Сегодня в городе Кисловодске два наиболее последовательных сторонника сохранения армянских традиций - Саркис Погосян и Павел Мартиросов. Совершенно разные люди - один священник, а другой - светский человек, но они оба интеллектуалы, знают хорошо историю своего народа и делают многое для сохранения наследия талантливых армян в Кисловодске. Есть мнение, что кисловодчанин в четвертом поколении Павел Мартиросов, может возглавить армянскую общину Кисловодска. Сам Павел Мартиросов так прокомментировал ситуацию: "Свой народ люблю и чту традиции. Стараюсь защищать родной город-курорт, где проживают много национальностей. Когда-то мы были одной большой семьёй, где были только две категории кисловодчан - хорошие, добрые, порядочные и не очень. Мои прабабушки и прадедушки приехали к родственникам в 1915 и 1918 годах. А те, в свою очередь, поселились в Кисловодске в 1865 году".
Кисловодчане отмечают, что надо не только уметь тосты произносить и даже не язык в совершенстве знать, а последовательно работать для сохранения исторического облика родного города. В СССР Кисловодск был одним из образцовых, многонациональных городов, где все было продумано, сбалансировано и увязано друг с другом. Сегодня каждая национальная община города должна предпринимать усилия, взаимодействовать друг с другом, чтобы город не превратился в перенаселенный и загазованный каменный мешок, в котором неудобно жить.
оценить новость